ПРАВОСЛАВНАЯ АБХАЗИЯ на ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.
В после апостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них — Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один — в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря). По преданию, православие в Абхазии имеет апостольское происхождение. С начала IV века здесь существовала Абазгийской епархия Константинопольского Патриархата. В VIII веке был учреждён Абхазский католикосат, объединявший ряд епархий, который просуществовавший до 1819 года. В настоящее время большинство действующих приходов в Абхазии находятся в ведении провозглашённой в 2009 году Абхазской Православной Церкви.
Вторник, 03.01 Мц. Иулиании и нею 500 мужей и 130 – ти жен, в Никомидии пострадавших. Свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.
Прибытие в город Адлер. Аэропорты в Абхазии не функционируют. Пересекать границу стороны РФ в Абхазию разрешено только через КПП Псоу. Самостоятельный трансфер до КПП Псоу. Дорога до границы от аэропорта занимает на такси не более пятнадцати минут. Прохождение пограничного контроля. Для въезда понадобится только внутренний паспорт РФ. При въезде и выезде из Абхазии сдача ПЦР тестов российским туристам не требуется.
Для групп в количестве 4 – 7 человек возможен групповой трансфер стоимость такого трансфера, а/п – паломнический центр составляет 5000 руб. на группу. (По пути в Сухум, в паломнический центр, по возможности, только для заказных групп от – 15 чел., по дороге остановка в Гаграх для посещение средневекового храма Ипатия Гагрского).
Прибытие в Сухум в гостиницу Православного паломнического центра «Елисавета» (ориентировочное время в пути от КПП Псоу – 2 часа, 117 км).
Адрес Православного паломнического центра «Елисавета»: г. Сухум, Гулрыпшский район, село Мачара. Паломнический центр имеет: храм свт. Николая Чудотворца, три паломнических корпуса, трапезную, святой источник освященный в честь иконы Божией Матери «Иверская», мандариновый сад.
Размещение в 2–х– 3–х местных номерах со всеми удобствами в номерах. Есть wi–fi. До моря 700 м. можно дойти пешком за 20 мин.
Трапеза постная в гостинице. Ночлег.
Среда, 04.01 Вмц. Анастасии Узорешительности. Мчч. Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных.
Трапеза постная в гостинице.
Свободное время.
Трапеза постная в гостинице.
Поездка в село Моква. Посещение Успенского собора X в. Моквский собор – единственный в Абхазии пятинефный крестово–купольный храм. Собор завершает развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII–X веках в Пицунде. По планировке и пропорциям Моквский храм близок к древнерусским (Киевская София).
Переезд в село Илор Очамчырского района страны. На окраине села располагается действующий древний белокаменный Илорский храм, покровителем которого считается святой Георгий Победоносец. Церковь состоит из одного зала без пределов, с внутренним алтарным полукружием. Основное помещение, перекрытое каменным сводом на арках, опирается на выступающие из стен массивные пилястры, освещается с помощью пяти окон. Илорская церковь – это один из древних храмов Абхазии. Согласно историческим данным, церковь была возведена еще в XI в. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста. Этот храм выделяется среди зальных церквей Абхазии не только своими размерами и продуманностью архитектурных форм, но и художественными и конструктивными приемами, утверждающимися в первой половине II века. Церковь и иконостас алтаря изобилуют миро точащими чудотворными иконами. Посещение колодца с освященной святой водой.
Посещение лечебных серо – водородных термальных источников.
Трапеза постная в гостинице. Ночлег.
Четверг, 05.01 Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василидаи Евареста.
Трапеза постная в гостинице.
Поездка к Иверской горе.
Подъем на Иверскую гору (Первый удел Пресвятой Богородицы) по 12 ступеням Богородицы с чтением акафиста. Иверская гора в высоту достигает 344 м. Она возвышается над Новым Афоном – городом в Абхазии. От подножия до ее вершины тянется серпантинная дорога, подъем по которой по времени составляет около часа. На вершине горы находятся развалины храма в честь святого великомученика Феодора Тирона. Посещение часовни Иверской Богоматери, построенной в 1913 г. местными монахами в западной башне Анакопийской крепости. В наши дни можно увидеть только остатки этой православной святыни. Святой источник.
Посещение Грота Симона Кананита. Эта пещерная келья является почитаемым у христиан местом. Келья расположена в абхазском городе Новый Афон. Место находится в ущелье Псырцха, в отвесной скале. К месту поклонения ведет крутая лестница (200 ступеней), выдолбленная в скале. В центре грота располагается крупный валун — по легенде апостол использовал его в качестве стола. Внутри грот украшен иконами и свечами. Пещера расположена в ущелье бурной живописной горной реки Псырцха (г. Новый Афон). Местом монашеского уединения Симон Кананит выбрал крошечную и труднодоступную пещеру в скале у речного ущелья. В те времена никакой лестницы не было. Попасть в пещерную келью можно было через отверстие наверху, спустившись по веревке. Местные жители приходили исповедаться, приносили еду и одежду. Абхазцы считают, что именно проповеди Симона Кананита помогли им отказаться от язычества и стать христианами. Но вскоре у Симона, ведущего тихий монашеский образ жизни, появились противники. Грузинский царь Адеркий (по другой версии римские легионеры) был язычником, он выступал против христианизации кавказских народов. По его приказу и был убит Симон Кананит. Существует несколько версий о том, как его лишили жизни. По одной из них, апостолу отсекли голову мечом. По другой, отпилили пилой. Менее популярная версия гласит, что апостол Симон Кананит был распят на кресте. Симона Кананита похоронили здесь, в Новом Афоне.
Святой источник.
Возвращение в гостиницу.
Трапеза постная в гостинице. Отдых. Трапеза постная в гостинице. Ночлег.
Пятница, 06.01 Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Трапеза постная в гостинице.
Поездка в горное село Команы – место Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя (20 км., 60 мин.) Расположенно в двенадцати километрах от столицы Абхазии на левом берегу реки западной Гумисты в ущелье.
Посещение часовни и источника святого Василиска, в котором можно совершить омовение. Небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика Святого Василиска возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика. Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет святой источник.
Посещение места Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя с чтением акафиста. Каманский грот. Грот выглядит, как небольшое углубление в скале. На стене пещеры проявилось нерукотворное изображение главы Иоанна Крестителя.
Посещение Каманского монастыря IV века святителя Иоанна Златоустого. На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь. В настоящее время в действующем храме хранится каменный саркофаг, в котором был первоначально погребен Святитель Иоанн Златоуст. Великий богослов был сослан в Колхиду и умер в Команах. Тридцать лет его тело лежало здесь, а затем было торжественно перенесено в Константинополь. В 2001 году в монастыре возобновлена монашеская жизнь. Монастырь возрожден как мужской, действует, идут службы. В церкви во имя свт. Иоанна Златоуста стоит каменная гробница святителя и икона с частицей его мощей. Территория вокруг монастырской церкви окружена была ещё в древности каменной стеной. Современный храм в период реставрации получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трёхэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. При строительстве колокольни в земле был найден саркофаг, высеченный из цельной глыбы известняка и весящий около тонны. Святыни: каменная гробница Иоанна Златоуста, в которой по местной легенде его нетленные мощи покоились в течение 30–ти лет до перенесения в Константинополь, пещера, где по местной легенде произошло третье по счету обретение главы Иоанна Предтечи; расположенная в нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста; икона святителя Иоанна Златоуста с частицей его святых мощей.
Возвращение в гостиницу.
Трапеза постная в гостинице
Поездка в Драндский монастырь (время в пути 15 мин.,10 км.)
Посещение Успенсккого собора Драндского монастыря. Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В средние века он служил резиденцией епископов. Собор относится к крестово–купольному типу, сформировавшемуся в византийской архитектуре в V—VIII веках. Примыкающие с востока три пятигранные апсиды включают в себя алтарь, диаконник и жертвенник, которым в западной части храма соответствуют два полукруглых помещения, имеющие ниши. С запада храм завершает притвор. Купол храма возведён на низком шестнадцатигранном барабане. На территории Дранды есть две купели – мужская и женская. Святой источник носит имя раннехристианского великомученика и воина Никиты Бесогона.
15:00 – Праздничное всенощное бдение в Успенском соборе Драндского монастыря.
Возвращение в гостиницу.
Трапеза постная в гостинице. Ночлег.
Суббота, 07.01 Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
08:00 – Божественная Литургия в Успенском соборе Драндского монастыря.
Возвращение в гостиницу.
Трапеза в гостинице.
Свободное время.
Посещение Сухумского кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы (1915 г.) – (по возможности, только при сборе группы 15 чел.). Является главным собором Пицундской и Сухумо–Абхазской епархии. Построен в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940–х годов именовался как «греческий Никольский храм». До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.
Возвращение в гостиницу.
Трапеза в гостинице. Ночлег.
Воскресенье, 08.01 Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
Трапеза в гостинице.
Выезд из гостиницы за 5 часов до вылета. Переезд в село Лыхны (время в пути 1 час 30 мин., 70 км. – по возможности, только при сборе группы 15 чел.). Посещение в селе Лыхны древнего крестово – купольного храма Успения Богородицы X—XI веков. Церковь действующая, идут службы, можно заказать требы. Она открыта каждый день для всех паломников. В ней очень богатая фресковая роспись XIV века, усыпальница владетельных князей Абхазии Чачба–Ширвашидзе и крест Господень, которому более трехсот лет. В Храме находится точная копия чудотворной иконы Знамение Божией Матери, написанной в 1879 году и находившейся в Серафимо – Понетаевском женском монастыре Нижегородской губернии Российской Империи. В сентябре 1914 года икона была доставлена из Серафимо – Понетаевского монастыря в Абхазию, и помещена в Лыхненскую церковь.
Трансфер в аэропорт/вокзал города Адлер.
СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ: 22000 руб./чел.
Стоимость поездки включает на 6 дней/5 ночей:
- Проживание и питание в гостинице при проживании в 2 – х– 3–х местных номерах со всеми удобствами в номерах;
- Три паломнических экскурсии по программе поездки;
Доплата за одноместное размещение за всю поездку – 4000 руб.;
Стоимость поездки для ребенка до 5 лет на при размещении с одним или двумя взрослыми в одном номере – 10000 руб.
Стоимость поездки для ребенка от 5 до 12 лет при размещении с одним или двумя взрослыми в одном номере – 13000 руб.