Паломничество и отдых в Абхазии

История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.

В после апостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них — Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один — в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря). По преданию, православие в Абхазии имеет апостольское происхождение. С начала IV века здесь существовала Абазгийской епархия Константинопольского Патриархата. В VIII веке был учреждён Абхазский католикосат, объединявший ряд епархий, который просуществовавший до 1819 года. В настоящее время большинство действующих приходов в Абхазии находятся в ведении провозглашённой в 2009 году Абхазской Православной Церкви.

Особенности:

-Количество паломников в группе: 10-20 чел.
- Получение документов по e-mail.
- Проживание в отеле в Абхазии: Пансионат Айтар в Сухуме.
- Питание: завтраки, ужины.
- Трансфер: включён в стоимость.
- Комфортабельный автобус по программе.
- Гид: православный.
- Паломнические экскурсии и богослужения по программе.

с 20 по 25 мая

Пятница, 20.05

 Вылет из Москвы в Адлер. Встреча группы с представителем принимающей стороны у центрального выхода, в аэропорту при выходе из зала прилета.  

Трансфер в Абхазию. Дорога до границы (п/п Псоу) от аэропорта занимает не более

15 минут. Граница с Абхазией открыта проход свободный без справок о ковид.  

По возвращению с Абхазии тест на короновирус сдавать не нужно.

Переезд в г. Гагра. Обзорная экскурсия по городу, с посещением: 

  • крепости Аббата и храма Покрова Пресвятой Богородицы, в котором по преданию был погребён святой Ипатий Гагрский;
  • Колоннадады, находится в центре Старой Гагры. Живописная аркада в мавританском стиле, полукругом ограничивающая площадку с фонтаном;
  • Парка принца Ольденбургского. Центральный парк города, был построен в 1902 г. на площади, занимающей около 14 га. Более 400 видов экзотических растений, оригинальная планировка, искусственные водоемы с декоративными обитателями.

Переезд в г. Сухум в пансионат «Айтар» (https://aitar—hotel.ru/). Находится на Черноморском побережье, рядом с сухумским Дендропарком. Площадь пансионата с субтропическим парком более 5 га. Номерной фонд пансионата представлен в виде трёх жилых корпусов с номерами различной категории. В номерах: удобная мебель, холодильник, ТВ, вентилятор, санузел с ванной или душевой кабиной, лоджия или балкон. Питание в ресторане по системе «шведский стол». На территории пансионата имеется бильярдная, теннисный корт и спортзал с различными тренажерами. Пляж оборудованный, находится всего в 50—ти метрах от жилых корпусов.

Размещение в пансионате.

Ужин и ночлег в пансионате.

 

Суббота, 21.05 Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Завтрак в пансионате. Поездка в г. Новый Афон.

Подъем на Иверскую гору (Первый удел Пресвятой Богородицы) по 12 ступеням Богородицы с чтением акафиста. Иверская гора находится на высоте 345 м. над уровнем моря. Небольшая площадка (83х37 м.) окружена мощной стеной, толщина которой 1,1 м, а сохранившаяся высота 4—5 м. У северной крепостной стены находился один из древнейших христианских храмов Абхазии, построенный в VI — VII на месте древнего абхазского языческого святилища. Храм сохранился лишь частично. Некоторые средневековые источники сообщают, что в 30—е гг. VIII ст. в этой церкви хранилась чудотворная икона Божией Матери, совершившая множество чудес и исцелений, о которых упоминают древние рукописи. Впоследствии эта икона была утеряна. В XI в. церковь значительно перестраивалась и была освящена в честь мученика Феодора Тирона. 

 Обзорная экскурсия по г. Новый Афон с посещением:

  • Лебединого озера. Здесь вы сможете погрузиться в атмосферу спокойствия и душевного равновесия и насладиться красотой окружающей природы; 
  • Ново — Афонского Симоно — Кананитского мужского монастыря (по желанию), расположенного у подножия Афонской горы. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Афона (Греция) (Константинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III. Был закрыт в 1924 году, возвращён верующим в 1994 году. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии»; 
  • Водопада. В пойме р. Псырцха вода, застаиваясь, образовывала болота, порождавшие малярию и другие болезни. Для осушения этих болот и создания на их месте прудов иноки в 1882 г. соорудили плотину со шлюзами и двумя водопадами (высота нижнего – 8,6 м; длина по гребню – 21 м). Под этим водопадом были устроены обширные помещения, которые использовались как подвалы и холодильники. У плотины монахи построили 2—х этажную каменную мельницу, рядом пекарню. Вода по специальным каналам поступала также в лесопильню, прачечную, на кирпичный завод, орошала сады;
  • Храма Симона Кананита Уникальный памятник средневекового зодчества, построенный на мощах апостола в IX—X вв., в период расцвета Анакопии на месте деревянной церкви VI века. Какое—то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.  

 Обед в г. Новый Афон (самостоятельно, за свой счет).

Посещение Грота Симона Кананита. Эта пещерная келья является почитаемым у христиан местом. Келья расположена в абхазском городе Новый Афон. Место находится в ущелье Псырцха, в отвесной скале. К месту поклонения ведет крутая лестница (200 ступеней), выдолбленная в скале. В центре грота располагается крупный валун — по легенде апостол использовал его в качестве стола. Внутри грот украшен иконами и свечами. Пещера расположена в ущелье бурной живописной горной реки Псырцха (г. Новый Афон). Местом монашеского уединения Симон Кананит выбрал крошечную и труднодоступную пещеру в скале у речного ущелья. В те времена никакой лестницы не было. Попасть в пещерную келью можно было через отверстие наверху, спустившись по веревке. Местные жители приходили исповедаться, приносили еду и одежду. Абхазцы считают, что именно проповеди Симона Кананита помогли им отказаться от язычества и стать христианами. Но вскоре у Симона, ведущего тихий монашеский образ жизни, появились противники. Грузинский царь Адеркий (по другой версии римские легионеры) был язычником, он выступал против христианизации кавказских народов. По его приказу и был убит Симон Кананит. Существует несколько версий о том, как его лишили жизни. По одной из них, апостолу отсекли голову мечом. По другой, отпилили пилой. Менее популярная версия гласит, что апостол Симон Кананит был распят на кресте. Симона Кананита похоронили здесь, в Новом Афоне. Святой источник (по преданию, еще в I веке рядом с пещерой апостола Симона, забил целебный источник, который существует до сих пор).

Посещение (по желанию) Новоафонской пещеры (за дополнительную плату – 500 руб./чел.). Новоафонская пещера одна из крупнейших пещер в Абхазии. Находится под склоном Иверской горы. Представляет собой огромную карстовую полость. Общий объем внутренней полости пещеры составляет 3 миллиона кубометров. Здесь можно встретить разнообразные подземные озера, необычайные натечно—капельные образования (сталактиты, сталагмиты и образующиеся из них сталагнаты), застывшие водопады и многое другое. Всего пещерный комплекс содержит 11 залов. 6 залов — экскурсионные.

Возвращение в пансионат. Ужин и ночлег в пансионате.

 

Воскресенье, 22.05 Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

Завтрак (сухой паек).

08:00 — Поездка в Драндский монастырь (время в пути 35 мин., 20 км.)

09:00 — Божественная литургия в Успенском соборе. 

Осмотр Успенского собора Драндского монастыря. Собор построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века служил резиденцией епископов. Относится к крестово—купольному типу, сформировавшемуся в византийской архитектуре в V—VIII веках. Примыкающие с востока три пятигранные апсиды включают в себя алтарь, диаконник и жертвенник, которым в западной части храма соответствуют два полукруглых помещения, имеющие ниши. С запада храм завершает притвор. Купол храма возведён на низком шестнадцатигранном барабане. На территории Дранды есть две купели — мужская и женская. Святой источник носит имя раннехристианского великомученика и воина Никиты Бесогона.

Переезд в село Илор Очамчырского района страны. Посещение Илорского храма, покровителем которого считается святой Георгий Победоносец. Церковь состоит из одного зала без пределов, с внутренним алтарным полукружием. Основное помещение, перекрытое каменным сводом на арках, опирается на выступающие из стен массивные пилястры, освещается с помощью пяти окон. Илорская церковь – это один из древних храмов Абхазии и была возведена еще в XI веке. В XVII веке Илорский храм, как и многие другие храмы Абхазии, сильно пострадал. В середине XIX века началось его восстановление. Сегодня в Илорском храме ежедневно проводятся богослужения. В церкви хранятся частицы мощей Cвятого Георгия Победоносца. Есть колодец со святой водой вырытый воинами святого великомученика Георгия Победоносца.

Переезд в село Моква. Посещение Успенского собора X в. Моквский собор – единственный в Абхазии пятинефный крестово—купольный храм. Собор завершает развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII—X веках в Пицунде. По планировке и пропорциям Моквский храм близок к древнерусским (Киевская София). 

Обед (самостоятельно, за свой счет).

Переезд в село Кындыг. Посещение термального горячего лечебного источника (за дополнительную плату – 250 руб./чел.), который является одним из самых больших оздоровительных комплексов в Абхазии. Здесь есть и лечебные подземные ключи, и емкости с настоящей минеральной водой, и бассейны с грязью с сероводородным составом, и даже ванны с гидромассажем. Кындыгский горячий источник оборудован всей необходимой инфраструктурой. Здесь есть и раздевалки, и туалеты, и душ, а также специальные места для отдыха посетителей. 

Возвращение в пансионат. Ужин и ночлег в пансионате.

 

Понедельник, 23.05 Седмица 5—я по Пасхе. Апостола Симона Зилота.

Завтрак (сухой паек).

08:30 – Божественная литургия в Сухумском кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы. 

Знакомство с Сухумским кафедральным собором Благовещения Пресвятой Богородицы. Построен в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940—х годов именовался как «греческий Никольский храм». До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Каман, в храм Каманского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей. 

Обзорная экскурсия по городу Сухум — столице Республики Абхазия, имеющая богатое историческое прошлое. Сегодня Сухум – известный курорт, место массового отдыха и туризма, крупный бальнеологический центр. Посещение Набережной Махаджиров (названа в честь абхазов, выселенных правительством царской России в Османскую империю в 19 веке. Это одно из самых живописных мест города, здесь расположено большинство развлекательных заведений города).  

Переезд в горное село Каманы — место Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя.

Посещение часовни и источника святого Василиска, в котором можно совершить омовение. Небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика Святого Василиска возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика. Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет святой источник.

Посещение места Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя с чтением акафиста. Каманский грот. Грот выглядит, как небольшое углубление в скале. На стене пещеры проявилось нерукотворное изображение главы Иоанна Крестителя.

Посещение Каманского монастыря IV века святителя Иоанна Златоустого. На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь. В настоящее время в действующем храме хранится каменный саркофаг, в котором был первоначально погребен Святитель Иоанн Златоуст. Великий богослов был сослан в Колхиду и умер в Команах. Тридцать лет его тело лежало здесь, а затем было торжественно перенесено в Константинополь. В 2001 году в монастыре возобновлена монашеская жизнь. Монастырь возрожден как мужской, действует, идут службы. В церкви во имя свт. Иоанна Златоуста стоит каменная гробница святителя и икона с частицей его мощей. Территория вокруг монастырской церкви окружена была ещё в древности каменной стеной. Современный храм в период реставрации получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трёхэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. При строительстве колокольни в земле был найден саркофаг, высеченный из цельной глыбы известняка и весящий около тонны. Святыни: каменная гробница Иоанна Златоуста, в которой по местной легенде его нетленные мощи покоились в течение 30—ти лет до перенесения в Константинополь; пещера, где по местной легенде произошло третье по счету обретение главы Иоанна Предтечи; расположенная в нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста; икона святителя Иоанна Златоуста с частицей его святых мощей.

Обед (самостоятельно, за свой счет).

Возвращение в пансионат. Ужин и ночлег в пансионате.

 

Вторник, 24.05 Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Завтрак в пансионате.

Поездка в скальный монастырь в селе Отхара. По предположениям учёных, монастырь построен в XII в. как убежище для абхазской знати во время пиратских набегов с моря. Каменные мешки, составляющие пещерный комплекс в Абхазии, находятся на высоте 50 м от поверхности земли. Отхарский скальный монастырь как таковой появился здесь много позже указанных событий. Но, когда именно монахи заселились в эти пещеры, превратив их в аскетичные кельи, точно не знает никто. Из—под огромной горы, в которую вписан монастырь, вытекает река Мчишта. Многие считают воды этого горного потока исцеляющими ото всех болезней. Посещение монастыря.

 Переезд в Рицинский реликтовый национальный парк, знакомство с его достопримечательностями:

  • Развалины Бзыбского храма. Руины Бзыбского крестово — купольного трехапсидного храма эпохи Абхазского царства сохранили свои стены до наших дней, но утратили свод и купол. Они расположены на скалистом возвышении в том месте, где река Бзыбь вырывается из ущелья;
  • Водопад «Мужские» и «Девичьи слезы». Особенности водопада в том, что вода стекает тонкими струйками;
  • Голубое озеро — Озеро голубое, удивительно яркого цвета, который не блекнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду, глубина его около 76 м. В нем не водятся рыбы и не растет планктон;
  • Юпшарский каньон. Между слиянием с Гегой и истоком из озера Рица река Юпшара проходит узкий каньон, где скалы огромной высоты стискивают ее и прижимают дорогу к кромке воды. Это так называемые Юпшарские ворота, одно из красивейших мест в ущелье;
  • Озеро Рица. Горное озеро тектонического происхождения на высоте 950 м над уровнем моря. 

Обед (самостоятельно, за свой счет) на о. Рица.

Переезд в село Лыхны. Посещение храма Успения Богородицы X—XI в.в. Церковь действующая, идут службы, можно заказать требы. Открыта каждый день для всех паломников. В ней очень богатая фресковая роспись XIV века, усыпальница владетельных князей Абхазии Чачба — Шервашидзе и крест Господень, которому более трехсот лет. В Храме находится точная копия чудотворной иконы Знамение Божией Матери, написанной в 1879 году. В 1914 году икона была помещена в Лыхненскую церковь.

Посещение абхазской деревни. Знакомство с национальными абхазскими традициями и фольклором. Ужин в абхазской деревне.

Возвращение в пансионат. Ночлег в пансионате.  

 

Среда, 25.05 Отдание праздника Переполовения Пятидесятницы.

Завтрак в пансионате. Выезд из пансионата, переезд в г. Пицунда.

Обзорная экскурсия по Пицунде с посещением Большого Пицундского храма называемый также Патриарший собор в Пицунде. Пицундский храм — это место первого крещения абхазского народа римлянами. Впервые был построен в IV – V веке н.э. на территории римской крепости Питиунт. Эта крепость была оплотом Римской, а затем Византийской империи в регионе Кавказа. В последующем перестраивался в VI веке н. э. и в начале X века. В XI – XV веках собор неоднократно обновлялся и достраивался. Во второй половине XIX века собор был вновь отстроен и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В храме сохранились редчайшие средневековые фрески и росписи на сводах и стенах. В Пицундском храме периодически проходят концерты органной музыки на раритетном немецком органе.

Трансфер в аэропорт Адлера. Вылет в Москву.

 

СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ: 25 000 руб./чел.

 

  • В стоимость поездки входит: встреча – проводы группы в аэропорту; проживание в пансионате; питание (завтрак и ужин); услуги русскоговорящего, экскурсовода, паломнические экскурсии по святым местам, участие в богослужениях, автотранспортное обслуживание по программе; медицинская страховка на период поездки.
  • Доплата за одноместное размещение – 4 000 руб.
  • В стоимость поездки не входит: авиаперелёт Москва – Адлер – Москва рейсами авиакомпании «Уральские авиалинии». Вылет из Москвы 20.05.22 из а/п ДМД рейс U6—277 в 10:05, прилет в 12:25 Вылет из Адлера 25.05.22 рейс U6—378 в 20:45, прилет в а/п Домодедово в 23:05.