Паломническая поездка в Оптину пустынь,Клыково,Шамордино

Маршрут поездки: Мужской монастырь Свято – Введенская Козельская Оптина пустынь. Казанская Свято – Амвросиевская пустынь в Шамордино.

еженедельно (суббота утро-воскресенье вечер)

1 день

Суббота

07:15 – Сбор группы паломников в Москве (станция метро «Марксисткая») по адресу: ул. Марксистская (напротив дома № 1), посадка в автобус.

Отъезд автобусом из Москвы в мужской монастырь Свято  Введенскую Козельская Оптину пустынь. Монастырь был основан, как свидетельствует монастырский синодик, в XV в. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта. В настоящее время в монастыре действуют 9 храмов. Для паломников всегда открыты: Введенский, Казанский, Владимирский, Преображенский, где находятся чтимые иконы, мощи преподобных и Старцев Оптинских.В монастыре особо почитаются: икона с мощами Оптинских старцев; икона святителя Николая, привезенная из г. Бари; икона благоверного князя Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ преподобного Тихона Калужского XIX в. и привезенные со Святой Горы Афон икона великомученика и целителя Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре. Неподалеку от монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, и на берегу р. Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г. В 2008 г. на месте погребения убиенных оптинских братией воздвигнута часовня. В настоящее время в монастыре проживают более 100 насельников.

Знакомство с историей обители, поклонение святыням монастыря.

За дополнительную плату монастырская трапеза от 130 руб.

Акафист у мощей прп. Амвросия Оптинского. 

В 15:00 Акафист Старцам Оптинским во Владимирском храме.

Желающие до вечерней службы могут окунуться в источнике прп. Пафнутия Боровского.

Начало Вечернего богослужения в 17:00.

Ужин.

С 19:00 до 20:00 исповедь.

Крестный ход примерно в 21:00.

Ночлег в монастырской гостинице (от 300 р.)

2 день

Воскрксенье.

Участие в Божественной Литургии в Оптиной Пустыни, желающие могут причаститься.

Переезд в село Клыково в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь (28 км., 0 час 30 мин.) История основания монастыря берет свое начало в 1924 г., когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии во главе с казначеем игуменом Пантелеимоном (Аржаных) поселилась в с. Клыкове. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В 1937 г. храм был закрыт. Храм был возвращен Церкви 28 марта 1991 г,, а в 1996 чудесным Божиим промыслом сюда переехала старица Сепфора, которая предсказывала, что будет в Клыкове славный монастырь, что и исполняется в наши дни. Священный Синод 17 июля 2001 г. принял постановление об открытии в с. Клыкове мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустыни. В настоящее время монастырь имеет главный храм в честь Спаса Нерукотворного, построенный в 1829 г., храм сщмч. Кукши Киево – Печерского и домовой храм в честь Новомучеников и исповедников Российских. В монастыре подвизаются 8 насельников. 

Прибытие в село Клыково в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь. Знакомство с монастырем, поклонение святыням монастыря. В обители хранятся более ста частиц мощей святых угодников Божиих: апостола Андрея Первозванного; святителей Игнатия Брянчанинова, Иннокентия Херсонского, Феодосия Черниговского, Луки Симферопольского, Игнатия Ростовского, Тихона Задонского, Патриарха Московского Тихона; священномучеников Иосифа Астраханского и Харлампия Магнезийского; мучеников Хозевитских; благоверного князя Александра Невского; преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Варнавы Гефсиманского, Севастиана Карагандинского, Лаврентия Черниговского, Феодора Санаксарского, Саввы Вишерского, Арефы Верхотурского; праведного Артемия Веркольского; Киево-Печерских святых: священномученика Кукши, преподобномучеников Анастасия, Василия, Феодора, преподобных Агапита, Евстратия, Ипатия, Дамиана, Нестора Летописца, Никона, Моисея, Алипия, Феофила, Николы Святоши; Афонских святых: преподобномученика Акакия и преподобного Гавриила; Оптинских старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Амвросия, Анатолия, Иосифа, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Исаакия I, Антония, Илариона, Нектария; а также праведного Ионы и преподобного Кукши Одесских. Особо почитаются иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и Тихвинская икона Божией Матери. За Никольским приделом храма Спаса Нерукотворного похоронена схимонахиня Сепфора (Шнякина, †30 апреля/13 мая 1997 г.). Посещение могилки и кельи схм. Сепфоры с чтимой иконой Божией Матери «Како помогати женам раждати чады» и мироточивой фотографией старицы.

Переезд в пос. Шамордино в Казанскую Свято - Амвросиевскую женскую пустынь (220 км, время в пути 4 час.), которая была основана в 1884 г. великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей. В настоящее время монастырский комплекс включает: Казанский собор, храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, Троицкий храм, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня. Сейчас в обители подвизаются более 110 насельниц.

Знакомство с историей обители, поклонение святыням монастыря.

Около 20:00 пррибытие в Москву к станции метро «Марксисткая».

Стоимость поездки: 3 000 руб.

В стоимость включено: автотранспортное обслуживание по маршруту, паломнические экскурсии, услуги православного экскурсовода и богослужения по программе.

  • В стоимость поездки не входит: трапеза в Шамордино - 50 - 100 руб. с чел., ночлег в монастырской гостинице - от 300 руб. чел. и трапеза в Оптиной пустыни - от 130 руб./чел.  

Значение Оптиной пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем духовного возрождения, возникшего в России в конце XVIII столетия.

Расположенная у опушки соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары получили полное выражение в особом служении – старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров – даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений.

От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина пустынь, была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 года обнаружили здесь предметы каменного века. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвященные св. Кукшей.

Город Козельск впервые упоминается в летописи в 1146 году. В 1238-м он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение семи недель. Все жители были перебиты. По преданию, двухлетний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом». В начале XV века Козельск перешел в руки Литвы и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.

Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым или ближайшими его наследниками. По другой версии, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь – а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей – место, неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей.

В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря – Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере – церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной, на юге – Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке – Владимирская.

Известно, что в 1625 году ее игуменом был Серий. В 1630-м там была деревянная церковь, шесть келий и 12 человек братии и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году местные бояре братья Шепелевы построили Введенский собор. Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 году отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724-м обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 году по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница. В 1773 году в монастыре было всего два монаха – оба глубокие старики.

Но полное восстановление Оптиной пустыни началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями сначала митрополита московского Платона (Левшина), затем епископа калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников. Расцвет духовной жизни в монастыре в XIX столетии был связан с возрождением старчества. Сюда из разных монастырей переселились благодатные старцы, ныне прославленные в лике святых, – преподобные Лев (Наголкин), Моисей и Антоний (Путиловы), Макарий (Иванов) и др.

Старчеством называется окормление монахов и мирян опытным духовником, при условии искреннего духовного отношения и полного послушания духовных детей своему духовному отцу-старцу, которому духовные чада полностью открывают свои поступки и помыслы, и рекомендации которого они принимают как послушание. Удивительные благодатные дары были явлены миру в служении преподобных старцев Амвросия, Макария, Варсонофия, Нектария. Утолить духовную жажду у этого источника благодати приезжали многие известные писатели – Федор Достоевский, Николай Гоголь, Лев Толстой, Анна Ахматова и другие известные представители русской интеллигенции.

Мы являемся свидетелями возрождения обители. Вновь действуют Введенский и Казанский соборы, храм Иоанна Предтечи в скиту, возродилась издательская деятельность монастыря. Освящены два святых источника – прп. Амвросия у скита и прп. Пафнутия недалеко от обители. Как и прежде, всё идет нескончаемый поток паломников. Люди приходят сюда за исцелением духовным, за помощью в бедах к великому старцу Амвросию, ко всем старцам оптинским и уносят в своих сердцах благодатный образ Оптиной и благословение святых подвижников, в ней просиявших.

На обратном пути в Москву предусмотрено посещение Свято-Казанской Шамординской женской обители. Это удивительное святое место, где прп. Амвросий основал обитель для неимущих женщин. Всё здесь хранит память о заботах старца по устроению монастыря, его последнем пребывании у сестер обители, всё дышит его святой молитвой по сей день. Паломники посещают храм Прп. Амвросия Оптинского, стоящий на месте кельи, где святой сподобился блаженной кончины.